Смерть в плавании
Море всегда связывалось с романтикой. Морю и морским приключениям посвящено множество стихов, романов, пьес, картин и музыкальных композиций.
Благодаря развитию морского транспорта, человек смог покорить не только океаны и моря, но и превратить морские путешествия из рискованного предприятия в обыденное или даже приятное времяпрепровождение. Но не смотря на все меры предосторожности, в море всё-таки случается множество несчастных случаев. Огромное количество моряков и туристов вернулись на родной берег в свинцовом гробу.
Большинство экипажей судов руководствуются рекомендациями ВОЗ по судовой медицине. Хотя, безусловно, иногда к рекомендациям ВОЗ добавляются и дополнительные правила от государства или компании-перевозчика.
Что делать в случае кончины на борту корабля медикам объясняет международное руководство по судовой медицине. Данный документ непременно присутствует на каждом морском судне, которое ходит под флагом одной из 187 стран-членов Международной организации труда, в том числе России, и является общепризнанным стандартом в области судовой медицины.
Признаки смерти
Согласно рекомендациям ВОЗ, корабельный врач или капитан должны подтвердить факт смерти почившего в присутствии двоих свидетелей.
В руководстве также есть памятка для моряков, не имеющих медицинского образования. По ней можно определить является ли человек мёртвым или же находится в критическом состоянии. В руководстве подробно указаны ранние и поздние признаки смерти, а также явления, которые с ними легко спутать.
Например, один из показателей остановки деятельности мозга это то что зрачки перестают реагировать на свет. Но подобное может наблюдаться и у тех людей, которые живы, но подверглись удару молнии. Знаменитая мертвенная бледность может быть вызвана не только смертью, но и сильным переохлаждением. Однозначный ответ на вопрос о смерти человека могут дать только поздние признаки, такие как трупные пятна, помутнение роговицы и т.д.
Обследование трупа
Итак, медик подтвердил факт смерти почившего, и капитан обязан организовать расследование обстоятельств, приведших к кончине. Это расследование включает в себя осмотр трупа и документацию всех травм и болезней (сыпи, фурункулов и т.д.). Такая тщательность нужна чтобы определить причину смерти почившего. Если согласно результатам осмотра и документации нет подозрения на травму, несчастный случай или насилие, то труп укладывают в специальный мешок и помещают в холодильную камеру или ванну со льдом.
Согласно международному законодательству, капитан обязан доставить тело в ближайший порт. В некоторых исключительных случая можно провести морское погребение. Его проводят, если корабль находится далеко от порта, а хранение тела на борту чревато распространением инфекции.
Для подтверждения опасности заражения нужно обратиться к корабельному врачу или по радиосвязи к медэкспертам на суше. Полученный ответ обязательно записывается в рапорт. Если личность почившего неизвестна, в рапорте также указываются все приметы, которые могут помочь в опознании: цвет кожи, рост, вес, цвет глаз, цвет волос, отличительные признаки (шрамы, родимые пятна) и т.д.
В случае необычных обстоятельств смерти капитану следует соблюдать особый протокол. Прежде всего, требуется сохранить тело для вскрытия. Если капитан решит предать тело морю, даже с эпидемиологической точки зрения, то его всё равно могут заподозрить в сокрытии преступления и завести дело. Экипаж должен осмотреть не только тело, но и место преступления до того как будет убран труп. Очень важно найти и задокументировать ножевые и пулевые ранения, переломы костей и признаки болезни. Лучше, если есть возможность всё сфотографировать.
Обращение с телом
Для сохранения тела умершего и его успешной доставки на Родину, согласно рекомендациям ВОЗ, следует вымыть и высушить труп (если его не нужно передавать медэкспертам). Почившему необходимо придать достойный вид: расчесать волосы, выпрямить конечности и перевязать лодыжки. После при помощи пинцета в кишку нужно ввести кусок ваты, а затем дренировать мочевой пузырь с помощью катетера. Вату также нужно вставить в ноздри и рот. Далее тело следует положить в непромокаемый мешок и поместить в холодильную камеру, ванну со льдом или холодное помещение.
Личные вещи покойного
Ответственность за сохранность личных вещей умершего в море несет капитан судна. После подтверждения факта смерти он обязан составить перечень всех предметов одежды, документов и прочего имущества почившего. Одежду следует снимать аккуратно, не разрезая и не разрывая ткань. Мокрые предметы необходимо высушить и упаковать в запечатанный полиэтиленовый пакет. Все эти действия необходимо провести в присутствии свидетелей, а по завершении процедуры – получить их подпись. По прибытию в порт капитан должен передать перечень и все личные вещи усопшего полиции или ответственным органам власти.
Похороны в море
Погребение в море – крайняя мера, к которой допускается прибегать только в некоторых случаях:
- У экипажа корабля нет оснований подозревать насильственный характер смерти, а доставить тело в порт невозможно;
- Хранение тела на борту создает опасность для здоровья и жизней экипажа и пассажиров;
- Родственники усопшего сами настаивают на том, чтобы тело умершего предали морю.
В первую очередь покойного необходимо подготовить к похоронам: распрямить конечности, расчесать волосы и вымыть лицо, зафиксировать нижнюю челюсть бинтом и связать лодыжки веревкой. После этого его заворачивают в кусок парусины длиной и шириной около 4,5 метров и зашивают. В случае, если на борту корабля парусины нет, ее можно заменить другим прочным материалом. В ткани затем делают несколько отверстий, чтобы образующиеся при разложении тела, газы могли выйти из савана с мертвецом, а тело не всплыло на поверхность.
Во время похоронной церемонии зашитое в саван тело умершего человека кладут на помост, один конец которого опирается на борт корабля, а другой лежит на строительных козлах. С помощью специальных брусков его закрепляют таким образом, чтобы, он не рухнул вместе с ним, когда почившего будут сбрасывать в море. После этого к помосту привязывают корабельный флаг, которым затем закрывают усопшего. Экипаж судна должен приложить все усилия, чтобы обеспечить умершему похороны в соответствии с его верой. После отправления погребальных обрядов, капитан, руководящий церемонией, подает знак своим подчиненным, чтобы они подняли внутренний край помоста, позволяя телу соскользнуть в море.
Точное время и координаты проведения похорон капитан при первой возможности должен сообщить родственникам усопшего. Руководство также обязывает его по требованию родных передать им вместе с личными вещами покойника флаг, который был использован при его погребении.
Возвращение умершего в плавании на Родину
Порядок действий для репатриации останков умершего человека на Родину зависит от того, находился ли он на судне во время плавания в качестве пассажира или же служил на нем. В первом случае возвращение будет осуществляться по законам страны, куда корабль доставил его тело, силами дипмиссии страны, гражданином которой являлся покойный, его страховой компанией (если был оформлен страховой полис) и заинтересованными в транспортировке лицами. В случае, если же моряк работал на судне, где произошла его смерть, то порядок и правила транспортировки тела домой будут определяться его трудовым договором и законодательством страны, под флагом которой ходит корабль. Если смерть произошла в результате несчастного случая или по вине работодателя, судовладелец также должен будет выплатить его родственникам компенсацию в размере, установленным договором.
В России этот вопрос регулирует Кодекс торгового мореплавания РФ. Помимо всего прочего, КТМ возлагает ответственность за доставку тела моряка или его погребение на капитана судна, где проходила служба умершего.
Возможно, вам будет интересно: