Могилы трех великих атаманов Кубанского войска
История кубанского казачества прочно связана с историей Краснодарского края. Многие улицы названы в честь знаменитых казаков, им установлено множество памятников, а в школах с первого класса изучают особый предмет – «кубановеденье», где детям рассказывают про историю их родного края. На таких уроках говорят про выдающихся людей, которые многое сделали для Краснодарского края и города Краснодара. Среди них, конечно же, много кубанских казаков, некогда называвших себя черноморскими.
Захарий Чепега
Возможно, первый кого называют в череде славных кубанских деятелей это казачий атаман Захарий Чепега – основатель города Краснодара (в его время носивший имя Екатеринодар). Захарий не был представителем знати. На это указывает его фамилия. Это прозвище, означающее «рукоятка для плуга». На Кубань Захарий прибыл из Запорожской Сечи. Старые товарищи оттуда часто звали его Харько, сокращённо от Харитон – так запорожские казаки переделали под себя необычное имя Захарий. Краткое имя Харько быстро прижилось.
Захария Чепегу казаки избрали своим атаманом после смерти Сидора Белого, в 1788 году. Порядок избрания атамана у казаков простой – голосуют на сходе. Старые казаки благословили нового атамана на службу, отколов от сапог грязь и посыпав ею голову нового атамана. Только после этого странного ритуала новый атаман мог приступить к выполнению своих обязанностей.
Как важное лицо, Чепега участвовал в государственных делах, и сохранилось множество документов, связанных с ним. Но ни на одном нет его подписи. Атаман Захарий был неграмотным и подписывалось за него доверенное лицо – один из офицеров.
Атаман прежде всего известен тем что основал войсковой град – Екатеринодар, позже переименованный в Краснодар. Он лично выбрал для него место. Чепега отметил удобство расположения леса и хорошую землю для устройства укрепления. Кроме того, нашлось и высокое место, где просматривалась река Кубань. Наличие такого места позволяло увидеть противника ещё до того, как он подойдёт к городу. Захарий был простым человеком, зарабатывал честно, никогда не был богат. Когда местный художник предложил написать для потомков его портрет, ведь Харько был основателем города, атаман отказался, сказав: «Только богов малюют».
В 1797 году, Захарий Чепега заболел пневмонией и через две недели умер в скромном доме, расположенном в дубовой роще. 16-ого января он был похоронен в екатеринодарской крепости, на месте, где в будущем основали храм.
Сохранились свидетельства и о похоронах основателя Краснодара. Гроб Харько везли на колеснице, запряженной шестеркой вороных коней. По шесть казачьих старшин шли по обе стороны колесницы и несли зажженные свечи и крышку гроба. На ней лежали две сабли, подаренные императрицей Екатериной II. Рядом вели двух любимых коней атамана и на суконных подушечках несли его награды и регалии. Похоронная процессия останавливалась дюжину раз, и дюжину раз войсковой священник читал Евангелие. После каждого прочтения казаки стреляли из ружей. Только после окончания такой пышной церемонии гроб опустили в могилу.
Позже на месте захоронения Чепеги был возведен Воскресенский храм, который был уничтожен летом 1930 года. Сейчас на этом месте находится сквер Детской краевой клинической больницы, а память атамана увековечена мемориальной доской в Краснодаре и небольшим памятником в городе Ейске.
Алексей Безкровный
Другим известным атаманом, тоже в прошлом запорожским казаком, является Алексей Данилович Безкровный. Образование у него было только домашнее: он был грамотен и немного знал арифметику. Участник и герой Отечественной войны 1812 года, прославившийся тем, что в Бородинском сражении с двумя взводами Черноморской казачьей сотни, невзирая на постоянный картечный огонь, пробился во французскую батарею, взял в плен девять солдат и двух офицеров. Он был не только солдатом, храбро идущим в атаку, но и расчетливым командиром. За эти качества Безкровный был назначен в конвой Александра I. Отслужив у императора и поучаствовав во множестве сражений, он получил золотую саблю, украшенную бриллиантами, с надписью: «За храбрость». В честь военных побед Безкровного одно из укреплений было названо в его честь – Алексеевским. В 1827 году он был избран казачьим атаманом Черноморского войска.
И. Ф. Паскевич, императорский наместник на Кавказе, обвинил Безкровного в злоупотреблениях властью и отстранил от должности атамана Черноморского войска. Последние годы своей жизни А.Д. Безкровный находился под судом. Тяжело заболев, он умер 9 июня 1833 года в возрасте 48 лет. Похоронен в Скорбященской церкви в Краснодаре. Все свои деньги и владения он завещал городу Екатеринодару. Портрета этого выдающегося военного деятеля не сохранилось, но современники говорили, что он был крепким, высоким и статным, обладал мужественным лицом. Его ценили за уникальные воинские способности, храбрость и ум. Небольшой памятник А.Д. Безкровному установлен в Анапе.
Григорий Рашпиль
Третьим знаменитым атаманом Кубани был Григорий Антонович Рашпиль, потомственный дворянин, генерал-майор и атаман Черноморского казачьего войска. Его мечтой было образование для всех казаков. Им была основана конная учебная часть, женское войсковое училище. Он лично активно убеждал жителей кубанских станиц создавать школы и обучать детей грамоте, пытался помириться с горцами, с которыми казаки много лет вели непримиримую войну, поощрял участие горцев в ярмарках и их наем в казачьи хозяйства. Рашпиль умер от старости 14 ноября 1871 года и был похоронен на Всевятском кладбище, но лишь несколько лет назад в центре Краснодара (на пересечении улиц Рашпилевской и Будёного) появился достойный памятник Г.А. Рашпилю.
Возможно, вам будет интересно: