Погребальные обряды кубанских казаков

Погребальные обряды кубанских казаков

Казачество – самобытная культура на территории России. Казаки всегда были на особом положении, им прощались разные вольности. Они – символ силы и удали, страсти к приключениям и непоколебимости. Их обычаи и верования представляют синтез православия и языческих обычаев. Казаки жили на хуторах близ разных станиц, а в кубанских станицах встречались не только русские, но попадались и белорусы, и украинцы. Казаки волей-неволей перенимали у них некоторые культурные особенности, видоизменяя их под себя. Это касается и погребальных обычаев. На Кубани принято гордится своими казачьими корнями и говорить: «И дед мой и отец на конях воевали – были чистые казаки».

К смерти казаки готовились заранее. Благодаря обширному комплексу языческих примет, они предопределяли день своей смерти и готовили к нему «смертный узел». В него клали то что необходимо для достойного погребения: крестик, полотенца, платки. Иногда туда складывали и одежду, часто выбирая венчальный костюм. К больному казаку, чьей смерти ожидали, приглашали священника, чтобы тот простил ему все грехи. Бывало и так, что после посещения священника больной выздоравливал, тогда на него сразу же накладывался ряд запретов: нельзя было ходить босиком, женщине нельзя спать с мужем, нельзя ругаться и важно соблюдать пост. Подобные выздоровления считались чудесами и за них следовало быть благодарными.

Смерть в казачьих традициях воспринималась как разделение души и тела. Выход души прочно ассоциировался с последним вздохом. Часто умирающий казак просил положить его на землю, так как считалось что на земле умирать легче. После того как человек умер, его телу давали полежать около двух часов. За это время сообщали в церковь о смерти почившего, а одежду, в которой человек умер, сжигали, после чего покойника наряжали в новую: или в венчальную или в бешмет и черкеску.

На казачьих похоронах перед гробом несли икону и крест. Причём, если хоронили мужчину, то несли «мужскую икону» Николая Чудотворца, а если женщину, то «женскую» икону Богородицы. После несли крышку и гроб, а рядом вели оседланного коня почившего казака.

Могилу на Кубани ориентировали по сторонам света. Гроб клали в могилу так, чтобы почивший лежал ногами на восток, а головой на запад. Во время спуска гроба товарищи казака стреляли вверх. После гроб закидывался землёй. Крест устанавливали в ногах. Отличившихся казаков и их офицеров могли похоронить в церковной ограде. В особых случаях вне кладбища создавались братские могилы казаков, погибших в бою. На Кубани не было принято ставить почившим казакам памятники, ограничивались только крестом. Как рассказывают старожилы, крест, установленный на могиле, усопший несёт на тот свет, искупая таким образом грехи. Если будет установлен памятник, то почившему придётся нести и его, потому и старались облегчить ношу.

Но во многом казаки оставались и жителями Кубани, потому поминальный цикл был у них такой же, как и у остальных кубанцев: поминовение происходило на 3-й, 9-й, 20-й, 40-й день, а потом на полгода и год. Вспоминают умершего и на родительские субботы, в воинские дни поминовения. Но у кубанских казаков есть и собственные поминовения, связанные с местами героической или массовой гибели казаков: Тиховские, Кущевские, Даминиские. В эти дни проходят массовые торжественные поминальные обряды. Исследователи считают, что такие воинские поминальные обряды восходят к славянской тризне. Тризна – часть погребального обряда древних славян, включающая состязания в честь покойного, пляски, военные игры. 

Все подобные поминовения прочно привязаны к датам в казачьей истории. Например, Тиховские поминовения посвящены подвигу полковника Тиховского. В 1811-м году его отряд спас станицу Ивановскую от закубанских горцев, но он сам и его отряд в полторы сотни казаков погибли. На их братской могиле ещё в XIX веке был установлен памятник. Здесь казаки собираются и по сей день: служат молебен, принимают от молодых казаков присягу на верность Кубани, слушают выступление творческих коллективов.

Подобная история кроется за каждым из перечисленных поминовений. Кроме того, на Кубани принято вспоминать земляков, в том числе казаков, погибших во время голода 32–33-х годов. В качестве казачьего поминовения отмечается и советский праздник – день рождения Кубанской Гвардии. Почти все казачьи поминовения – это не только день скорби, но и большой праздник в честь всех, кто погиб благородной смертью в бою. Таким причудливым способом переплетаются в казачьих верованиях и грусть по умершим и радость праздника для ныне живущих.

Возможно, вам будет интересно: